30 сентября 2016 г.

Учим буквы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме: "Какая эта буква?" Малыш с радостью отвечает: "ПЭ!", или "ЭМ!", или "ЭС!". Уважаемые взрослые! Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают: не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? 
Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста. Сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, в разрезных азбуках), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!"), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву.
Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять  интерес к занятиям. Безусловно, полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина.
Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, например: «Посмотри на колесо и увидишь букву О», или «Вот два столба наискосок, а между ними поясок. Ты эту букву знаешь, а? Перед тобою буква А».
В настоящее время на рынке развивающих игр - огромное количество готовых игр, которые могут помочь ребенку выучить буквы. Все эти игры - яркие и красочные, но их  может быть недостаточно. Предлагаю  полезные игры, которыми вы можете воспользоваться при желании.
Найди и подчеркни.
Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом (возможно букварь или азбука). Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую с ним заучиваете.  
Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет.    
В другой раз букву можно зачеркивать, обводить в кружочек.
При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их подчеркивать, а наиболее сложный вариант упражнения - находить две буквы одновременно, но отмечать их разными знаками
(например, Н - зачеркнуть, И - обвести в кружочек).
Какая буква следующая?
Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв:  А Л А Л А
Попросите угадать, какая буква должна быть следующей. Ее ребенок может выбрать из букв разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать самостоятельно. 
Пусть ребенок называет буквы!
Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает логическое мышление и внимание. Можно предлагать и другие виды чередования букв, например: 
А А Н Н А А Н Н,  У У Д Д У У Д Д,  Н Н О О Н Н О О и т.д.
Уместным здесь будет вопрос: нужно ли выучить весь алфавит, прежде чем переходить к чтению слога? Нет, не нужно! Чтобы начинать освоение чтения слогов, достаточно знать гласные буквы и несколько согласных. 

Это сообщение было опубликовано в блоге "Завтра в школу"  11 ноября 2014 года.


В следующем сообщении мы разберем с Вами  7 правил как научить ребенка читать по слогам.


10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
    Полезная информация, спасибо! Думаю родителям, которые читают блог, нестрашны никакие преграды на пути обучения ребенка чтению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Сергеевна! Я очень надеюсь на то, что родители читают информацию и интересуются ею, это ведь им пригодится))))

      Удалить
  2. С удовольствием все Ваши советы адресую родителям дошколят. Спасибо, Людмила Владимировна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я буду рада, если они почитают и вынесут из сообщения полезную для себя информацию!!!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
    Трудно переучивать деток, которые читают бе -а -ба, но ещё труднее (в большей степени ребёнку) научиться сливать звуки в слог, когда родители научили их называть буквы (эм, эль).
    Сейчас в классе 2 ученика из первой категории и 2 ученика из второй. Переучиваю! А ведь родители хотели как лучше!
    Отличный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я представляю как трудно потом переучивать детей, они ведь уже усвоили неправильный материал, потом приходится ломать и все переучивать заново, это смерти подобно)))) Спасибо за отклик, Ольга Николаевна!!!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Сразу вспомнила как мы с Софьей учили буквы - на номера автомобилей смотрели. Очень интересные задания на логику и мышление)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна! Тут все варианты хороши, и по номерам буквы учить, и по вывескам, главное правильно называть их, вот в чем проблема, а то потом слог соединять трудно будет)))

      Удалить
  5. Да, сама видела и слышала, как ребенок, заучив букву по произношению, например, ПЭ, ЭМ, потом не понимал, почему же читать ее надо уже не так, и упорно произносил при чтении именно так, как заучил, из чего слово совсем не звучало.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Потом он не сможет правильно сливать слоги, потому что не знает, как произнести звук, это большая ошибка родителей)))

      Удалить