11 октября 2016 г.

Что такое звуковой анализ слов?

Добрый день, уважаемые родители и читатели блога!
На занятиях по обучению грамоте мы много времени уделяем звуковому  анализу слов. Что это такое?
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука. Так, при анализе слова «сыр» ребёнок должен произнести 
его три раза: сссыр, сыыыр, сыррр.
Реально представить слово даёт возможность схема его звукового состава. На ней помещается ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеток соответствует количеству звуков в слове. 
Гласные звуки обозначаются красным цветом.

Вводятся названия твёрдых и мягких согласных звуков: синим квадратом - выделяется твердый согласный звук, а зеленым - мягкий согласный звук.
Проводя звуковой анализ слов, нужно следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твёрдый согласный», «мягкий согласный» звуки.
Для того чтобы схема была заполнена правильно, необходимо внимательно смотреть на слияния согласного и гласного звуков. Если согласный звук в слове стоит  с гласной второго ряда – я, ё, е, и, ю, то непременно он будет мягким согласным и обозначаться зеленым квадратиком, т.к. гласные второго ряда смягчают согласные звуки.
А если согласный звук стоит с гласной первого ряда - а, о, у, ы, э, тогда согласная остается твердой и обозначается синим квадратиком.         


Это сообщение так же было опубликовано в блоге "Завтра в школу" 11 декабря 2014 года.
В следующем сообщении мы поговорим и перечне  умений и навыков ребенка поступающего в школу в 1 класс.


22 комментария:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
    Как же мне эта тема близка! Сейчас с первоклашками и с дошколятами только этим и занимаемся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вот мы тоже, как только начинаем звуко - буквенный период, обязательно останавливаемся на определении звука в трех позициях и звуковом анализе. Я считаю этот материал очень важным для будущего обучения в 1 классе!!!

      Удалить
  2. Спасибо, помню этот пост, даже ссылку на школьном сайте размещала

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Мне очень хотелось напомнить о звуковом анализе еще раз и родителям и читателям блога, поэтому повторила этот пост))) Новое - этот хорошо забытое старое!!!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Через неделю у нас начинаются занятия с дошколятами, порекомендовала учителям Ваш блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Наталия Викторовна, за Ваше внимание к блогу и моей работе))) Если будут интересны педагогам некоторые темы, буду очень рада пообщаться)))) Всегда можно узнать много нового материала у коллег!!!

      Удалить
  4. А мы еще по кубикам цветным слова сами придумывали, чтобы звуки подходили, интересная обучающая игра!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина,расскажите пожалуйста поподробнее, Вы сначала слово придумывали, а потом звуки выкладывали, или наоборот?

      Удалить
  5. Звуковым анализом мы занимаемся всегда, только не берем слова с йотированными гласными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна! Вы просто не берете слова вообще с гласными второго ряда, а если попадется слово: БАЛЕТ, или Вы такие лова не используете?

      Удалить
    2. Нет, Людмила Владимировна. С буквами как таковыми знакомимся, дети знают, что эти звуки обладают "волшебной силой" смягчать согласные,но для звукового анализа такие слова стараемся не брать. Выручают слова содержащие звук И

      Удалить
    3. Спасибо, Нелли Анатольевна, я поняла!!!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Людмила Владимировна! А мои первоклассники пришли вообще не зная о том, что звуковой анализ слов существует в природе. Удивляются и родители, увидев в Азбуке разноцветные квадратики...
    Так что - спасибо Вам за Вашу работу. Жаль, что не всем так везет - иметь такого педагога...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Вот интересно, ведь сейчас только ленивый не водит ребенка на подготовку к школе в разные платные развивающие центры)))) Неужели там, беря такие деньги, ребенку не дают такие элементарные вещи???? Удивляюсь.......

      Удалить
  7. Людмила Владимировна, какие важные аспекты можно познать через игровые ситуации! Спасибо вам за рекомендации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Игры - это главная деятельность и способ существования у дошкольников, любые ситуации нужно умело переводить на игры, и ребенок будет усваивать материал в два раза лучше!!!

      Удалить
  8. Людмила Владимировна! В школе веду литературный клуб "Светлячок". Ваш пост мне пригодится в планировании следующего занятия. СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, я очень рада, что мое сообщение навеяло тему следующего занятия, если кто-то позабыл о звуковом анализе, нужно напомнить))))

      Удалить
  9. Здравствуйте, Людмила Владимировна. Я когда работала воспитателем обожала грамоту. Мы даже менялись с напарницей - мне грамота, ей математика. Детям тоже звуковой анализ давался легко. Спасибо за воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна! А я сначала очень любила математику, а грамота мне не очень нравилась, а вот сейчас и ее очень полюбила))) Наверное доросла))))

      Удалить
  10. Добрый вечер, Людмила Владимировна! Читаю Ваши посты немного с другого ракурса, не как педагог, а как мама. У нас сейчас как раз идут задания, связанные с звуковым анализом. Софья самостоятельно раскрашивает квадратики в нужный цвет, мне остается только контролировать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна! Главное, чтобы Сонечка поняла, как ведут себя звуки, которые стоят в паре с первым рядом гласных и со вторым, тогда проблем не будет))))

      Удалить