Здравствуйте
дорогие мои читатели и гости блога!
Сегодня
пятница, а это значит, что в гости к вам пришла фея Фонетики. А начнём мы с
тобой изучение темы... со сказки. Читай внимательно, рассматривай рисунки — и
тема «Звуки и буквы» покорится тебе без труда! Для тех, кто не успел выбрать ресурс и зарегистрироваться в нем, я позволю себе предложить Вам сказку о звуках из ресурса ЯКласс, у кого не получится перейти по ссылке, могут ее почитать на этой страничке. Ну что ж, начнем!
Не
спалось мне как-то ночью. Казалось, в потолке дырку своим взглядом
сделаю. И вдруг прямо сверху спускаются ко мне две незнакомки! Я
испугался, лежу — дрожу... А одна и говорит мне нежным голосом:
— Не
бойся, мальчик! Гостей принимай! Знаем мы, что в школе ты изучаешь тему «Звуки
и буквы». Вот и решили помочь лично. Разреши представиться!
—
Фея... как? — спросил я дрожащим голосом.
— Фея
Фонетика! Тебе известны слова:
микроФОН
(прибор
для усиления громкости речи и пения),
телеФОН
(прибор для передачи звуков речи на
расстоянии),
домоФОН
(прибор для связи с жильцами, находящийся при входе в подъезд)?
Заметил,
что в каждом слове есть одинаковая часть — ФОН?
Переводится с
греческого «фон» — «звук».
Все эти
слова связаны со звуками. А я как раз ими и повелеваю!
Вот
поэтому моё имя — ФОНетика.
—
Получается, вы — повелительница звуков? — уже смелее спросил я.
—
Совершенно верно! — продолжила Фонетика. — Но не все звуки мне
подвластны.
Шум
моря, звуки пения птиц, скрип двери — здесь вступает в права другая фея!
А я
повелеваю лишь звуками человеческой речи! Ведь именно из них «складываются»
слова!
В
организме человека работает целая «фабрика» по производству звуков.
Это нос, рот, губы, зубы, язык, гортань, лёгкие.
А уши —
как стражники, они проверяют, правильно ли произнесены звуки или нет!
— Фея
Фонетика, а почему вы держите попугая? И... и уши у Вас такие необычные?!
— Попугай —
мой маленький друг! Он напоминает всем, что звуки мы
произносим (совсем как разговорчивый попугай!) и
слышим (вот почему у меня такие большие уши!).
Звуков
всего 42: 36 согласных и 6 гласных.
Легко
запомнить: у человека нормальная температура +36 и 6.
Смотри
на градусник и вспоминай звуки: 36 согласных и 6 гласных!
— Но... у каждого есть домик, где можно отдохнуть до тех пор, пока человек
не произнесёт какой-либо звук. Тогда звук быстро застилает свою постель и
вылетает на работу — петь песню, рассказывать стихотворение
или просто разговаривать!
—
Значит, в вашей стране 42 домика? — догадался я.
— А
можно хоть один увидеть?
— Звуки
— невидимки, и их домики — тоже. Но... на то я и фея, чтобы невидимое
превращать в видимое! Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два,
три! Транскрипция, звуки покажи!»
— Раз,
два, три! Транс... транс, — произнёс я. — Как там дальше?
— Да,
заклинание непростое! Чтобы его произнести, нужно войти в волшебный ТРАНС,
и тогда дверь фонетического домика со СКРИПом откроется! Только всё
это нужно делать в совершенной тишине, поэтому тише! Ц! И я тебе
помогу!
— Я
понял! Понял! Сначала ТРАНС, потом сКРИП, тише — Ц, И
Я выучил это слово! ТРАНСКРИПЦИЯ!!!
Раз,
два, три! Транскрипция, звуки покажи!
—
Посмотри, — произнесла Фонетика, — в окошко видно, как звук отдыхает
в кроватке, спит на мягкой подушке
, поэтому произносится мягко. Представь, что
ты лежишь на мягкой зелёной травке. Вот поэтому и домик
зелёный! Людям
некогда рисовать звуковые домики и подушки для мягких звуков, поэтому они
договорились обозначать их так: [ '].
Квадратные
скобки назвали транскрипционными, а вместо подушки пишут
апостроф '—
он очень похож на подушку-запятую для мягких звуков, правда?
—
Фея Фонетика, значит, мягкий звук, который спит в домике, можно обозначить
так: [м']? Правильно?
—
Совершенно верно! Ты быстро учишься! — ответила Фонетика.
—
А как же обозначают твёрдые звуки? Что им под голову кладут?
—
Твёрдые звуки спят без подушки! Посмотри на их домик! В окошко всё видно!
— Фея
Фонетика, а почему домик синий? И льдом покрыт?
—
Представь лёд! Он твёрдый, как и твёрдый звук! А если ты когда-нибудь катался
на коньках по речному льду, то наверняка замечал, что он синий! Вот и домик
твёрдого согласного синий, как твёрдый речной лёд!
— Фея
Фонетика, можно я попробую обозначить твёрдый звук в транскрипционных скобках?
—
Конечно, действуй!
— [М].
Правильно?
— Почти
верно... В транскрипции нет заглавных — они просто в звуковой домик не
поместятся! Помнишь, как огромный медведь теремок развалил? Мы не хотим никаких
разрушений!
—
Сейчас исправлюсь! — сказал я. — Вот так правильно — [м]?
— Вот
это молодец!
— Фея
Фонетика, а домики гласных красного цвета?
— Да,
верно! Получается как в песенке: гласные — красные! И заключены, как и
согласные звуки — в квадратные скобки.
— Фея
Фонетика, вот так — [а]?
— Молодчина! Но не все гласные буквы можно записывать в квадратных скобках. Но...
об этом ты узнаешь чуть позже.
Фея
Фонетика улыбнулась и произнесла:
— Итак,
мой юный друг, запомни правило:
Звуки мы слышим и произносим. Их в русском
языке 42: 36 согласных и 6 гласных. Чтобы обозначить
звуки, используют квадратные скобки. Запись [м] показывает, что
этот звук — твёрдый согласный. Запись [м'] означает, что перед
нами мягкий согласный.
|
Чтобы ты это не забыл,
я оставлю на память фотографию:
— Фея
Фонетика, а почему домика гласных не видно?
— Мой
друг, это же фотография, на ней видна лишь часть домиков моей страны!
—
Понятно! Спасибо вам!
А теперь небольшое задание. Его нужно выполнить, сфотографировать и отправить мне на электронную почту.
Для деток, которым это задание
покажется легким, я предлагаю усложненный вариант!
Орфография-пунктуация и стиль
автора сказки сохранены.
Ссылка на сайт: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/1-klass/zvuki-i-bukvy-15854/zvuki-i-bukvy-15605/re-d99cdb08-b820-4d23-9ced-c8a95ce6fdf4
Здравствуйте, Людмила Владимировна!
ОтветитьУдалитьОчень-очень-очень рада Вашему возвращению!
Спасибо большое за знакомство с феей Фонетикой.Уверена, в новом учебном году воспользуюсь фрагментами сказки с моими новыми учениками.
Не пропадайте больше)))
Доброе утро, дорогая Ольга Николаевна! С таким удовольствием просматривала на днях все блоги коллег, как же много я пропустила(((((( Спасибо Вам за теплые слова!!! теперь буду в курсе событий!!!
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна!Какой интересный вариант знакомства детей со звуками. Возникло желание поплотнее познакомиться с ресурсом ЯКласс. Спасибо!
ОтветитьУдалитьДобрый день, Нелли Анатольевна! Этот интернет ресурс я узнала от племянника, он занимается в 1 классе на этой платформе. Я зарегистрировалась и просмотрела несколько тем по математике и грамоте, там сначала дается теория в виде сказок или интересных рассказов, а потом тестовые упражнения к ним!
Удалить