24 апреля 2020 г.

Знакомство с феей Фонетикой

Здравствуйте дорогие мои читатели и гости блога!
Сегодня пятница, а это значит, что в гости к вам пришла фея Фонетики. А начнём мы с тобой изучение темы... со сказки. Читай внимательно, рассматривай рисунки — и тема «Звуки и буквы» покорится тебе без труда! Для тех, кто не успел выбрать ресурс и зарегистрироваться в нем, я позволю себе предложить Вам сказку о звуках из ресурса ЯКласс, у кого не получится перейти по ссылке, могут ее почитать на этой страничке. Ну что ж, начнем!
Не спалось мне как-то ночью. Казалось, в потолке дырку своим взглядом сделаю. И вдруг прямо сверху спускаются ко мне две незнакомки! Я испугался, лежу — дрожу... А одна и говорит мне нежным голосом:
— Не бойся, мальчик! Гостей принимай! Знаем мы, что в школе ты изучаешь тему «Звуки и буквы». Вот и решили помочь лично. Разреши представиться!
— Фея... как? — спросил я дрожащим голосом.
— Фея Фонетика! Тебе известны слова:

микроФОН   
(прибор для усиления громкости речи и пения),




телеФОН    


(прибор для передачи звуков речи на расстоянии),



домоФОН    





(прибор для связи с жильцами, находящийся при входе в подъезд)?
Заметил, что в каждом слове есть одинаковая часть — ФОН?
Переводится с греческого «фон» — «звук».
Все эти слова связаны со звуками. А я как раз ими и повелеваю!
Вот поэтому моё имя — ФОНетика.
— Получается, вы — повелительница звуков? — уже смелее спросил я.
— Совершенно верно! — продолжила Фонетика. — Но не все звуки мне подвластны.
Шум моря, звуки пения птиц, скрип двери — здесь вступает в права другая фея!
А я повелеваю лишь звуками человеческой речи! Ведь именно из них «складываются» слова!
В организме человека работает целая «фабрика» по производству звуков.
Это нос, рот, губы, зубы, язык, гортань, лёгкие.
А уши — как стражники, они проверяют, правильно ли произнесены звуки или нет!
— Фея Фонетика, а почему вы держите попугая? И... и уши у Вас такие необычные?!
— Попугай — мой маленький друг! Он напоминает всем, что звуки мы произносим (совсем как разговорчивый попугай!)  и слышим (вот почему у меня такие большие уши!).
Звуков всего 42: 36 согласных и 6 гласных.
Легко запомнить:  у человека нормальная температура +36 и 6.


Смотри на градусник и вспоминай звуки: 36 согласных и 6 гласных!
— Звуки — невидимки, их увидеть невозможно, — продолжила фея Фонетика. 
— Но... у каждого есть домик, где можно отдохнуть до тех пор, пока человек не произнесёт какой-либо звук. Тогда звук быстро застилает свою постель и вылетает на работу — петь песню, рассказывать стихотворение или просто разговаривать!
— Значит, в вашей стране 42 домика? — догадался я. 
— А можно хоть один увидеть?
— Звуки — невидимки, и их домики — тоже. Но... на то я и фея, чтобы невидимое превращать в видимое! Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!»
— Раз, два, три! Транс... транс, — произнёс я. — Как там дальше?
— Да, заклинание непростое! Чтобы его произнести, нужно войти в волшебный ТРАНС, и тогда дверь фонетического домика со СКРИПом откроется! Только всё это нужно делать в совершенной тишине, поэтому тише! Ц! И я тебе помогу!
— Я понял! Понял! Сначала ТРАНС, потом сКРИП, тише — Ц, И Я выучил это слово! ТРАНСКРИПЦИЯ!!!
Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!
Тут дверь со скрипом распахнулась, и возник вот такой домик!



— Посмотри, — произнесла Фонетика, — в окошко видно, как звук отдыхает в кроватке, спит на мягкой подушке 
  



, поэтому произносится мягко. Представь, что ты лежишь на мягкой зелёной травке. Вот поэтому и домик зелёный! Людям некогда рисовать звуковые домики и подушки для мягких звуков, поэтому они договорились обозначать их так: [   '].
Квадратные скобки назвали транскрипционными, а вместо подушки пишут 
апостроф '— он очень похож на подушку-запятую для мягких звуков, правда?
 — Фея Фонетика, значит, мягкий звук, который спит в домике, можно обозначить так: [м']? Правильно?
— Совершенно верно! Ты быстро учишься! — ответила Фонетика.
— А как же обозначают твёрдые звуки? Что им под голову кладут?
— Твёрдые звуки спят без подушки! Посмотри на их домик! В окошко всё видно!
— Фея Фонетика, а почему домик синий? И льдом покрыт?
— Представь лёд! Он твёрдый, как и твёрдый звук! А если ты когда-нибудь катался на коньках по речному льду, то наверняка замечал, что он синий! Вот и домик твёрдого согласного синий, как твёрдый речной лёд!



— Фея Фонетика, можно я попробую обозначить твёрдый звук в транскрипционных скобках?
— Конечно, действуй!
— [М]. Правильно?
— Почти верно... В транскрипции нет заглавных — они просто в звуковой домик не поместятся! Помнишь, как огромный медведь теремок развалил? Мы не хотим никаких разрушений!
— Сейчас исправлюсь! — сказал я. — Вот так правильно — [м]?
— Вот это молодец!
— Фея Фонетика, а домики гласных красного цвета?
— Да, верно! Получается как в песенке: гласные — красные! И заключены, как и согласные звуки — в квадратные скобки.
— Фея Фонетика, вот так — [а]?
— Молодчина! Но не все гласные буквы можно записывать в квадратных скобках. Но... об этом ты узнаешь чуть позже.
Фея Фонетика улыбнулась и произнесла:
— Итак, мой юный друг, запомни правило:


Звуки мы слышим и произносим. Их в русском языке 42: 36 согласных и 6 гласных. Чтобы обозначить звуки, используют квадратные скобки. Запись [м] показывает, что этот звук — твёрдый согласный. Запись [м'] означает, что перед нами мягкий согласный.


Чтобы ты это не забыл, я оставлю  на память фотографию:


— Фея Фонетика, а почему домика гласных не видно?
— Мой друг, это же фотография, на ней видна лишь часть домиков моей страны!
— Понятно! Спасибо вам!
А теперь небольшое задание. Его нужно выполнить, сфотографировать и отправить мне на электронную почту.



Для деток, которым это задание покажется легким, я предлагаю усложненный вариант!






Орфография-пунктуация и стиль автора сказки сохранены.
Ссылка на сайт: https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/1-klass/zvuki-i-bukvy-15854/zvuki-i-bukvy-15605/re-d99cdb08-b820-4d23-9ced-c8a95ce6fdf4





4 комментария:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
    Очень-очень-очень рада Вашему возвращению!
    Спасибо большое за знакомство с феей Фонетикой.Уверена, в новом учебном году воспользуюсь фрагментами сказки с моими новыми учениками.
    Не пропадайте больше)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, дорогая Ольга Николаевна! С таким удовольствием просматривала на днях все блоги коллег, как же много я пропустила(((((( Спасибо Вам за теплые слова!!! теперь буду в курсе событий!!!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Людмила Владимировна!Какой интересный вариант знакомства детей со звуками. Возникло желание поплотнее познакомиться с ресурсом ЯКласс. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Нелли Анатольевна! Этот интернет ресурс я узнала от племянника, он занимается в 1 классе на этой платформе. Я зарегистрировалась и просмотрела несколько тем по математике и грамоте, там сначала дается теория в виде сказок или интересных рассказов, а потом тестовые упражнения к ним!

      Удалить