8 мая 2020 г.

Тайны гласных раскрываются!

Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога! Вспомните, что вы говорите, когда нечаянно обожглись или поранились? (Ааа) 
А если не расслышали? (А?)
Произнесите звук [а] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот приоткрылся, звук легко и свободно прошёл, не встретив на своём пути никаких преград. Вы не услышали никаких шумов. Этот звук можно легко тянуть и даже петь. Такие звуки нашего языка называются гласными.
Слово глас в старину означало голос. Чем звонче мы произносим звук, тем шире открывается рот, поэтому иногда гласные звуки называют ртораскрывателями. Вспомните, что просит сделать врач, когда хочет посмотреть ваше горло? Он говорит: «Произнесите ааа». Всё дело в том, что, когда мы произносим этот звук, рот широко открывается и горло можно посмотреть. 
А теперь продолжение истории о гласных звуках.


— Как только меня уложили спать, я сразу же произнёс заклинание, которому меня научила фея Графика: «Раз, два, три... Графика, «Буквинск» покажи!»
Опять налетел вихрь, но я в этот раз не растерялся — зажмурил глаза, а когда всё стихло, распахнул их и... очутился прямо у сказочного домика! Возле «Буквинска» стояли феи. Они поприветствовали меня: одна — простым кивком головы, другая произнесла: «Здравствуй! Готов к экскурсии? Тогда начнём её с самого верхнего этажа. Проходи!» Когда мы поднялись на самый верхний этаж, то я увидел знак, который обычно используют музыканты, вот такой:



Я вспомнил, что учитель музыки нам говорил, что это скрипичный ключ. Его ставят при записи нот в начале строки, тем самым как бы открывая музыкальное произведение. Неужели мы пришли на концерт? Фея Графика нажала на скрипичный ключ — дверь на этаж открылась, и появилась надпись: «Квартиры твёрдых командиров». Я услышал, что из-за каждой двери доносилось пение. Видя моё удивлённое лицо, фея Фонетика пояснила:
 — На этом этаже живут гласные буквята, и им очень нравится петь песни. Подожди, сейчас мы зайдём в гости к любому буквёнку, и ты сам всё увидишь!



Тут фея Графика постучала своим волшебным пером в одну из квартирок, и... на пороге появилось круглое красное существо. Вместо рта у него была буква А. В одной руке оно держало молоток.
— А! — произнес незнакомец и жестом пригласил нас войти к нему в квартирку.
Когда мы очутились внутри, я просто был поражён: вся комната была в цветах заката! Представьте себе: красные полы, красный потолок, красные шторы на окнах, красная  кровать, окна, украшенные красными шторами, даже стол — и тот был красного цвета!!!



Видя моё замешательство, фея Фонетика пояснила:
— Не удивляйся, мой друг! Гласные буквята очень любят красный цвет! А вот почему — попробуй отгадать! Гласные — от слова «глас», что в очень давние времена означало «голос». Жители этого этажа голосистые, поющие. Вот поэтому их так называют — гласные. Посмотри внимательно — когда мы открываем рот, звук свободно пролетает наружу, ему ничего не мешает — ни губы, ни зубы, ни язык. Поднеси ладошку ко рту, когда будешь петь — ты почувствуешь маленький ветерок!
— Как здорово! У меня получается!!! — И я начал петь песню, чтобы порадовать гостеприимного буквёнка А.
— А-а-а-а-а-а-а-а! А-а-а-а-а-а! Я чувствую ветерок!!!
Тут и буквёнок, и фея Фонетика подхватили эту песню... Взглянув на них, я понял, почему гласные буквята красного цвета!!! Когда они открывают ротик, кажется, что внутри всё пылает красным цветом! Не верите? Тогда бегите к зеркалу и попробуйте исполнить песенку гласного буквёнка А! Открывайте ротик широко и глядите в оба! Убедились? И тогда, чтобы хорошо запомнить облик гласных, я быстро сочинил стихотворение:
Вот какие гласные!
Красные-прекрасные!
Голос льётся изо рта —
Нет преграды! Красота!
Песенки они поют,
В красной комнате живут!
Буквёнок А захлопал в ладоши — так ему понравилась песенка! Он взял меня за руку и повёл знакомиться к остальным жителям этого этажа. Мы побывали в гостях у буквят У, Э, О, Ы. Все они были красного цвета и жили в алых квартирах. Каждому подарили любимую песенку и слова, которые начинаются с их любимого звука! Буквёнку А — астру, У — улитку, Э — эхо, О — ослика, только для Ы никак не придумывалось слово! Фея Фонетика рассказала, что исконно-русских слов на Ы не существует. Есть множество географических названий, имён, например, в казахском, татарском языках, которые начинаются на Ы. Тут пришла к нам на помощь фея Графика и изобразила кусочек карты, на которой мы различили речку в Якутии: Ыгыатта!



Как же обрадовался буквёнок Ы! Наконец-то и ему был сделан долгожданный подарок!!!
— Фея Фонетика! — вдруг вспомнил я о надписи на этаже. — Почему на двери было написано: «Квартиры твёрдых командиров»?
— Всё очень просто! Эти буквята командуют предшествующему согласному: «Звучи твёрдо!» Возьмём согласный М.  Поставим после него А.  Что получится?
— Ма!
— Верно! А  встал за буквой М и командует: «Звучи твёрдо!» Вот первый звук твёрдо и звучит! Только послушай: [ма]! Первый звук [м] — твёрдый, как синий-синий лёд! Поэтому и живёт вот в таком домике:



А теперь поставим У после согласного М. Что получится?
— Му!
— Верно! А если Э?
— Мэ!
— Молодец! А теперь О!
— Мо!
— Верно! Попробуй Ы!
— Мы!
— Молодчина! Что заметил?
— Все эти гласные, когда стоят после буквы М, командуют: «Звучи твёрдо!» Вот первый звук твёрдо и звучит: [ма], [му], [мэ], [мо], [мы]!
Первый звук [м] — твёрдый, как синий-синий лёд! 
— Посмотри, как это можно изобразить графически:



— Вместо синего квадратика могут быть разные согласные? — поинтересовался я.
— Почти все, но об этом чуть позже! — загадочно произнесла фея. — А чтобы ты никогда не забыл сегодняшних буквят, взгляни в конец коридора!
 И тут передо мной появился занавес, совсем как в театре, на секундочку откуда-то возникли герои моего любимого мультфильма «Маша и медведь», и над ними фея Графика волшебным пером сделала надпись, в которой участвовали гласные, с которыми я только что познакомился:



— Как просто! Фразу Маши и медведя повторяй, твёрдых командиров вспоминай: «А-у-у! Это кто? Мы!»
— Мы сегодня побывали в гостях у пяти букв А, У, Э, О, Ы, которые соответственно обозначают гласные звуки: [а], [у], [э], [о], [ы]. А ты помнишь, мой друг, сколько гласных звуков?
— Конечно, у меня в памяти сразу возникает градусник, и я точно помню, что их — 6! Что же получается?!? Один звук потерялся?!? Ой! А гласных букв — 10!!! Что же такое получается?!? Как так может быть???
— Эту тайну гласных ты узнаешь чуть позже! — произнесла фея Фонетика с улыбкой.
И тут неожиданно поднялся вихрь, и я опять очутился дома. В руке было лишь фото мгновения, когда я увидел героев мультфильма, а над ними — волшебная надпись, помогающая мне вспомнить твёрдых гласных командиров: «А-у-у! Это кто? Мы!»




Чтобы закрепить знания о гласных звуках, выполните следующие задания:



Орфография-пунктуация и стиль автора сказки сохранены.





2 комментария:

  1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Как давно вы ничего не писали! Я вас вспомнила! Очень рада встретить вас опять.
    Какие интересные упражнения и задания у вас в посте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Вы правы, давненько меня не было((((( Очень соскучилась по коллегам, их блогам, сейчас появилось время, с удовольствием хожу в "гости" ко всем старым знакомым)))) Задания выискиваю, хочется поинтереснее, спасибо за комплимент!!!

      Удалить